Белый Пудель Описание Природы Крыма

А. И. Куприна «Белый пудель» в 5 классе Учебник

Шапошник Елена Михайловна МОУ «СОШ № 42» г.Братска Иркутской области

Система уроков изучения рассказа А.И.Куприна

«Белый пудель» в 5 классе

Учебник: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.- М.: Мнемозина, 2020.

Тренажёр «Сюжет рассказ «Белый пудель» взят с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов — /

Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. «Белый пудель»

Цель урока: Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Знакомство с экспозицией рассказа. Чтение главы 1 – 2 рассказа «Белый пудель».

II . Самостоятельное чтение материала учебника о писателе

III . Рассказ о писателе

— Беседа по вопросам: Что вам запомнилось о жизни писателя? Какое воспоминание о нём показалось наиболее интересным? Почему? Каким человеком представляется вам Куприн?

IV . Знакомство с экспозицией рассказа

— Чтение главы 1-2 глав (экспозицию, описание природы Крыма). — Беседа по вопросам:

С какими героями рассказа знакомит нас автор?

Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»? Какие отношения сложились между ними? Почему?

Какое отношение к себе они вызывают?

Где происходят описанные события?

Какой предстает природа Крыма в рассказе?

Как будут дальше развиваться события?

Домашнее задание Прочитать рассказ до конца, Составить план рассказа, выполнить задания 1 и 2 к рассказу

Александр Иванович Куприн. «Белый пудель» . Сюжет и конфликт рассказа. Характеры персонажей.

Цель урока: Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения. Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.

II . Проверка Д/З

— Назовите эпизоды, которые заставили вас поволноваться за героев. Чем были вызваны волнения?

— Используя план рассказа, составленный дома, кратко перескажите сюжет рассказа

Бродячая труппа артистов

«Не всё… продаётся, что покупается»

III . Анализ рассказа

— Дайте определение терминам: Эпизод, сюжет, завязка, конфликт, кульминация.

— Какой эпизод можно назвать завязкой (Трилли хочет собаку)?

— Просмотр видеофрагмента «На даче «Дружба »

— Из-за чего возник конфликт на даче «Дружба»? (социальный конфликт)

— Назовите участников конфликта. Какими рисует Куприн обитателей дачи? Какова роль Трилли и его матери в возникновении конфликта?

— Найдите в третьей главе описание наружности дворника. Какое впечатление он производит?

— Просмотр видеофрагмента «Торг» (нравственный конфликт)

— По четвёртой и шестой главам расскажите о его действиях в истории с Арто. Какими качествами наделил дворника Куприн?

— Объясните, можно ли считать дворника только подневольным исполнителем воли барыни?

— Какие качества характера дедушки проявились в этом эпизоде?

— В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?

— Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)

— Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т.к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость;)

— Почему Серёжа решил выкрасть Арто?

— Найдите в 6 главе слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?

— Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

I V. Итоги урока

Домашнее задание подготовить рассказ об одном из героев «Белого пуделя»

Александр Иванович Куприн. «Белый пудель» . Пейзаж в рассказе. Смысл названия.

Цель урока: Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. Определение смысла названия рассказа

II . Проверка Д/З и усвоения материала прошлого урока

4-5 человек работа с тренажёром, в это время слушаем рассказы о героях

Главные герои обижены судьбой, их объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих цирковых артистов. Но они достойны не только сочувствия. Гордым человеком, честным тружеником запоминается дедушка Лодыжкин, отказавшийся от стёртого гривенника скупой барыни. Благородным и верным другом предстаёт он в «поединке» с богатыми обитателями дачи и их дворником. У него нет паспорта, он потерял с паспортом и соё настоящее имя, но сохранил человеческое достоинство, доброту и способность трогательно заботиться о других, более слабых и беззащитных: мальчике-сироте, собаке. Полунищий старик уверен, что «не всё продаётся, что покупается». Старик совершает благородный поступок: отказывается продать друга-пуделя за триста рублей – целое состояние, которое позволило бы открыть бакалейную лавку. Этот поступок подчёркивает безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если деньги не помогут, то спровоцировать преступление – воровство.

Кража Арто – страшный удар для Лодыжкина. Жизнь впроголодь, пыльные дороги, оскорбления и унижения, потеря Арто – всё это подкосило старого человека. Он стал жалким и беспомощным в своём горе, отчаяние достигло предела. Дедушка Лодыжкин жалобно воет, зовя Арто, говорит с Серёжей упавшим голосом, еле слышно, и в итоге шепчет слова испуганно, беспомощно всхлипывая. «Ничего мы тут не сделаем», — твердит он, потеряв последнюю веру в справедливость.

Трудная жизнь скитальца уготована Серёже. До семи лет он находился у забулдыги-сапожника, пока не стал актёром бродячей труппы. Встреча с добрым, заботливым Лодыжкиным позволила мальчику научиться честно зарабатывать хлеб, к 12 годам он уже владел приёмами заправского акробата.

В дедушкиных мечтах он становится артистом лучшего цирка. О будущем мальчика можно только догадываться. Но экстремальная ситуация – кража пуделя – проявляет уже сформировавшиеся лучшие качества Сергея: верность дружбе, умение поддержать и успокоить в трудную минуту близкого человека, не растеряться и принять важное решение самому, способность преодолеть страх, пойти на риск ради достижения благой цели – и достичь её.

III . Анализ роли пейзажа в рассказе

Работа в группах

— Найти описания природы во второй, третьей, шестой главах. Подготовить выразительное чтение. Чьими глазами показана природа? Докажите.

— Какие чувства вызывают картины природы в дедушке и в Серёже? Как эти чувства характеризуют каждого из них?

— Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым? Какой вы увидели крымскую природу

I V. Письменная работа

— Рассказ о реальной основе сюжета.

Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и сними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, — рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»

Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель».

Почему рассказ назван именно так? Об этом вам предстоит порассуждать в сочинении.

Кто затрудняется, может воспользоваться вспомогательным планом ответа.

С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?

В чём заключалась работа пуделя-артиста? Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?

Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?

Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?

Рассказ Куприна нельзя считать повествованием о собаке. Это прежде всего разговор о человеческих отношениях, о вечных истинах: что такое добро, что зло, нравственное и социальное.

Почему же рассказ назван «Белый пудель»? Видимо оттого, что как раз с Арто связаны самые важные события рассказа.. В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечную торговлю богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступную кражу Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа – бедных и богатых, сытых и голодных, — живущих по разным социальным и нравственным законам.

Рекомендуем прочесть:  Кошка Привита От Бешенства Но Ее Укусило Бешеное Животное

Отношение к белому пуделю позволяет высветить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника

Домашнее задание отзыв о рассказе Куприна «Чудесный доктор»

Работа в группах

Описание Крыма в рассказе \»Белый пудель\» Кратко

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа.Тропинка спустилась вниз, соединившись с широкой, твердой, как камень, ослепительно-белой дорогой. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. Лодыжкин хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона, когда весь Крым наполняется нарядной, богатой и веселой публикой. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду — на клумбах, на изгородях, на стенах дач — яркие, великолепные душистые розы, — все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа.Тропинка спустилась вниз, соединившись с широкой, твердой, как камень, ослепительно-белой дорогой. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. Лодыжкин хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона, когда весь Крым наполняется нарядной, богатой и веселой публикой. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду — на клумбах, на изгородях, на стенах дач — яркие, великолепные душистые розы, — все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.

Презентация по литературе к изучению в 5 классе рассказа А.Куприна «Белый пудель»

от проекта «Инфоурок»

Отдых и оздоровление в экологически чистом
регионе Беларуси для детей 8-17 лет

(всего 59 800 33 300 руб. за 14 дней, 11-24 августа)

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ СОШ № 1 им. З.Я. Лавровского ст. Ленинградской Краснодарского края Автор: Голикова Галина Викторовна — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Презентация по литературе к изучению рассказа А.Куприна «Белый пудель»

В мире красоты и добра… По рассказу А.Куприна «Белый пудель».

Актуализация знаний. -Какое произведение о собаке вы уже изучали? -Что вам особенно запомнилось из рассказа? -Какая тема этого произведения? -Л.Андреев пишет:«Дачники были очень добрыми людьми..». Это сказано серьезно или с иронией? Обоснуйте свое мнение.

Постановка учебной задачи -Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке? -Какие цели мы поставим перед собой и какие задачи мы должны решить?

Борьба Добра и Зла в мире Сегодня мы продолжим разговор о добром отношении друг к другу и животному миру, к окружающей нас среде. Рассказ «Белый пудель»- это прежде всего разговор о человеческих отношениях, о вечных истинах: что такое добро и что такое зло?

Работа с текстом -С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе? В чем заключалась работа пуделя-артиста? -Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?

Их объединила жизнь… -Что мы узнаем о жизни Сережи и дедушки до того, как они объединились в маленькую бродячую труппу? -Какие отношения сложились между ними? Почему?

Сережа обижен судьбой: до семи лет он находился у забулдыги-сапожника, потом был актером бродячей труппы. Но судьба подарила мальчику встречу с дедушкой,заботливым, добрым человеком, благодаря которому он научился честно зарабатывать на хлеб свой насущный, а к 12 годам уже владел приемами заправского акробата.

Эпизод «На даче «Дружба» -Из-за чего возник конфликт? -Какова роль матери и Трилли в этой ситуации? -Какое предложение сделала дедушке красивая дама? -Почему дедушка отказался? -Оправдывают ли обитатели дачи ее название?

Анализ эпизода… -Какому эпизоду рассказа соответствует эта иллюстрация? -Найдите в главе 6 слова и словосочетания, раскрывающие переживания Сережи. -Какие чувства борются в нем? -Как характеризует мальчика его поведение в эту ночь?

Составление кластера. Какие человеческие качества героев рассказа высвечивает их отношение к собаке?

Вывод по кластеру Отношение к белому пуделю героев произведения позволило Куприну показать их достоинства и недостатки: неподкупность Лодыжкина, смелость Сережи, преступность дворника, безнравственность обитателей дачи «Дружба».

Сравнительная характеристика героев. Работа в парах -В рассказе изображены 2 мальчика. Чем отличаются они друг от друга по характеру, поведению и поступками? — Как воспитывает Трилли его мать, и как приобщает к жизни Сережу дедушка Лодыжкин?

Работа над выразительностью речи -Объясните роль сравнений. На террасу из внутренних комнат выскочил, как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти. Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины.

Яркая роскошь южной природы Крыма -Где происходят описанные события? -Какой предстает природа Крыма в рассказе? Работа в парах -Найдите описания природы во 2, 3 и 6 главе, подготовьте выразительное чтение. -Чьими глазами увидена природа? Докажите.

Выступления групп Какие чувства вызывают картины южной природы в Сереже и дедушке Лодыжкине? Как эти чувства характеризуют каждого из них? Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым. Какой вы увидели крымскую природу? Каким человеком можно стать, находясь в мире такой красоты? Каким стал Сережа?

Вывод о роли пейзажа Природа для Куприна является воплощением красоты и естественности. В пейзажных описаниях писатель передает свое представление о добре, красоте, гармонии жизни. Южная природа в рассказе восхищает своей роскошью, экзотической красотой впервые попавшего в Крым героя рассказа.

Синквейн как прием характеристики героя Лодыжкин Неподкупный, гордый Жалеет, сочувствует, помогает «Не все продается, что покупается!» Благородство Сережа Работящий, смелый Трудится, любит, спасает Друг познается в беде! Верность

Основная идея рассказа Куприн учит читателей быть человечными, добрыми по отношению друг к другу и к животным, в таком мире нет места черствости и бездушию людей.

Этап рефлексии 1.В чем состояла задача сегодняшнего урока? 2.Можно ли считать рассказ Куприна только повествованием о собаке? 3.Помог ли Куприну пудель Арто объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость? 4.Каким человеком помогает стать мир красоты и добра?

Информация о домашнем задании 1.Написать мини-сочинение по теме: «Какие человеческие качества героев рассказа высвечивает их отношение к собаке?» 2.Составьте план эпизода «Сергей спасает белого пуделя.» 3.Создать презентацию «Природа Крыма глазами русских художников»

— Сегодня я узнал… – Было интересно… – Урок дал мне для жизни… – На уроке я работал… – Своей работой на уроке я… – Мое настроение…

  • Голикова Галина ВикторовнаНаписать 7497 04.05.2020

Номер материала: 94542050410

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Низкая стоимость обучения

Не требуется ЕГЭ

    04.05.2020 1825
    04.05.2020 1974
    04.05.2020 396
    04.05.2020 1586
    04.05.2020 9601
    04.05.2020 662
    04.05.2020 333

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Рекомендуем прочесть:  Сколько действуют таблетки от глистов для кошек

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Вам будут интересны эти курсы:

Вопрос: ДАЮ 99 БАЛЛОВ СРОЧНО описание Крыма из рассказа Куприна»белый пудель»

ДАЮ 99 БАЛЛОВ СРОЧНО описание Крыма из рассказа Куприна»белый пудель»

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Тропинка спустилась вниз, соединившись с широкой, твердой, как камень, ослепительно-белой дорогой. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. Лодыжкин хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона, когда весь Крым наполняется нарядной, богатой и веселой публикой. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду — на клумбах, на изгородях, на стенах дач — яркие, великолепные душистые розы, — все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.

ДАЮ 99 БАЛЛОВ СРОЧНО описание Крыма из рассказа Куприна»белый пудель»

Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»

2 курсовая вся.docx

Использование различных приемов анализа текста на уроке литературы дают учителю возможность показать данное произведение с разных сторон. Каждый прием помогает акцентировать внимание учеников на том или ином элементе текста, герое, а также раскрыть истинный смысл изучаемого.

Приемы выявления авторской позиции в процессе анализа художественного произведения преследуют цель: прояснить авторскую мысль, сделать понятными взгляды и убеждения писателя. Учитель опирается на изучение композиции, стиля писателя, а также комментарии исторического общественно-культурного или литературного типа.

При анализе композиции рассказа «Белый пудель» учитель обращает внимание учеников на то, что произведение состоит из шести глав, композиция организована сюжетно, представлена в событийной форме.

Предлагаем ученикам кратко определить содержание каждой части.

Можно не давать анализ рассказа в курсовой, а взять из него материал для ответа на этот вопрос.

В первой главе мы знакомимся с героями произведения (Сережа, дедушка Лодыжкин и пудель Арто), узнаем об их жизни, роде деятельности (мальчику двенадцать лет, дедушка пожилой, они бродячие артисты – дедушка играет на шарманке, а мальчик и собака показывают трюки). В последующих главах мы узнаем о том, насколько тяжела и бедна жизнь этих людей, а также основу рассказа составляет случай, произошедший на даче «Дружба» (артисты показали представление, а капризный мальчик Трилли потребовал купить собаку и когда Сережа с дедушкой отказались продать ее, дворник господ выкрал ее, а Сережа впоследствии вернул пуделя).

На первый взгляд может показаться, что использование данного приема (анализ композиции) может привести к механическому пересказу основных моментов произведения. Но это не так. Ведь если учитель, следуя вместе с учениками по основным частям произведения, акцентирует внимание школьников не только на порядке происходящих событий, а на том, зачем автор выстроил произведение именно так, то это поможет понять авторский замысел рассказа. В развитии событий обнаруживается связь и противоречия между персонажами, раскрываются различные черты человеческих характеров. Например, то, что вначале автор рассказывает о том, как Сережа и дедушка зарабатывают на жизнь, каким трудом это им достается, а уже затем повествует о случае на даче «Дружба» логично, ведь читатель может проследить контраст столкнувшихся в конфликте людей (бедных и богатых), понять, что несмотря на всю нелегкую жизнь, бродячие артисты не озлоблены и не способны продать собаку даже за большие деньги. Развитие действия дает представление о возможных путях развития конфликтов произведения. Например, по ходу изучения композиции рассказа, после анализа четвёртой главы, можно предложить детям творческое домысливание: с этой целью предлагаем порассуждать, каким бы могло быть продолжение рассказа после того, как дворник украл пуделя. Ученики, опираясь на те сведения, которые им известны из первой, второй, третьей и четвертой предыдущих глав, должны предположить дальнейшее развитие событий. Например, зная, как дедушка любил Арто, с каким теплом он и мальчик относились к собаке, трудно представить, что они бы забыли про Арто и продолжили свои скитания. Обозначив в рассказе зкспозицию, (первые две главы), завязку где? кульминацию (третья и четвертая главы) и развязку (пятая и шестая главы), ученики способны увидеть не только последовательность событий и логику их развития, но и понять авторский замысел. Неверно определила элементы сюжета.

Работа над изучением стиля писателя предполагает наблюдение над выразительными средствами текста, языком рассказа. Логичным заданием при анализе данного рассказа является анализ речи персонажей. Какие методические задания предлагаете, чтобы дети поработали над речью? Дайте задание и предполагаемые ответы. Это заставит детей не только понять, какими средствами выразительности пользовался писатель, но и поможет понять характер героев. Например, Куприн не случайно насыщает речь дедушки и Сережи просторечными выражениями, обозначая то, что это люди неизнеженные прелестями жизни, они выходцы из народа. Речь господ надменна, оскорбительна, что характеризует их не с самой лучшей стороны и сразу вызывает у читателя чувство неприятия. Трилли все время кричит и растягивает слова «мнее», «хочууу», что говорит о его избалованности и невоспитанности.

В описаниях природы Крыма Куприн прибегает к сравнениям «магнолии с … точно лакированными листьями», «белыми, с большую тарелку величиной, цветами», эпитетам «могучими кронами», «яркие, великолепные душистые розы» и многим другим выразительным средствам. Опять задание сформулируйте, чтобы это увидеть детям. Поиск их в тексте и работа над ними не только обогащает знания детей и развивает умение видеть их в тексте, но и очень важны для анализа характера Сережи – чуткий мальчик, который обращает свое внимание на всю красоту природы, восхищается ею.

В работе с рассказом «Белый пудель» учитель литературы также может прибегнуть к комментариям исторического, общественно-культурного или литературного типа. Но учитывая то, что данное произведение изучается в пятом классе, информация должна соответствовать возрасту. Например, мы не знаем истории написания рассказа, Как же не знаем, когда знаем, и я Вам давала отсвечивать эту историю. но можем перед анализом текста кратко рассказать о самом авторе, о том, что он некоторое время работал в цирке, любил животных, помогал людям и вообще был очень добрым человеком. Это прояснит, для чего Куприн написал именно о таком случае, почему избрал именно таких героев – рассказ о привязанности человека к животному и моральных ценностях, которые превыше материальных благ.

Учитель может также использовать приемы сравнения, но не все из них применимы при анализе рассказа «Белый пудель» в силу отсутствия тех или иных сведений. Например, сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя с прототипом невозможно, ведь конкретной реальной основы произведения мы не знаем. я Вам давала отсвечивать эту историю, и этот приём очень хорошо поможет выявить авторскую позицию. Вопрос только в том, когда использовать: в начале или конце изучения. Наверное, в конце. Учитель может лишь воспользоваться биографическими сведениями в этом случае. Известно лишь то, что Куприн любил животных, писал о них, а также ему была знакома цирковая сфера – значит, он неслучайно описывает Сережу и дедушку Лодыжкина как бродячих цирковых артистов. Сравнение разных вариантов одного текста, выявление развития авторской мысли в процессе создания произведения (работа с черновиками и каноническим текстом) – конечно, это интересная работа но, к сожалению, и этот вид анализа в данном случае невозможен.И не надо.

Наиболее целесообразно использовать приём Сравнение персонажей внутри рассказа, ведь особенный контраст прослеживается между мальчиком Сережей и Трилли. Как же это сделать?

Также можно сравнить сцены жизни мальчика и дедушки с описанием жизни господ на даче «Дружба», их внешность: Предлагаем детям найти описание обитателей дачи «Дружба»: «красивая дама в кружевном голубом капоте», «толстый лысый господин в чесунчевой паре и в золотых очках», «старый лакей во фраке прижимал обе руки к накрахмаленной рубашке» — описание господ, они хорошо одеты, упитанны, что свидетельствует о том, что они совсем не голодают, как главные герои, живут спокойно, их не занимают такие занятия как поиск средств себе на пропитание. Очень упростили содержание. Почему Вы не берете мои наблюдения (с цитацией о мастерстве Куприна в создании характеров), где я подчёркиваю, что это шесть разных человек. Но что их объединяет? В противоположность им: «Сергей разостлал на земле коврик, быстро скинул с ног парусиновые панталоны (они были сшиты из старого мешка и сзади, на самом широком месте, украшались четырехугольным заводским клеймом), сбросил с себя старую куртку и остался в стареньком нитяном трико, которое, несмотря на многочисленные заплаты, ловко охватывало его тонкую, но сильную и гибкую фигуру». К тому же все господа, в том числе и Трилли, белокожие, а Сережа и дедушка загорелые – они целый день под палящим солнцем. Оба, и дедушка, и мальчик очень худы – подчеркивает автор: «…впалые бока. Тело у него было желтое, дряблое и бессильное, ноги — поразительно тонкие, а спина с выдавшимися острыми лопатками была сгорблена от долголетнего таскания шарманки», — описывает он Лодыжкина, а Сережа: «даром что костлявый — вон все ребра видать». «Дорожки сада были усыпаны ровным крупным гравием, хрустевшим под ногами, а с боков обставлены большими розовыми раковинами. На клумбах, над пестрым ковром из разноцветных трав, возвышались диковинные яркие цветы, от которых сладко благоухал воздух. В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода; из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения, а перед домом, на мраморных столбах, стояли два блестящие зеркальные шара», — вся эта красота окружает господ, то есть все условия для жизни и отдыха созданы на этой даче, они живут в комфорте.

Рекомендуем прочесть:  Авитаминоз У Котов Симптомы Фото

Логика страдает. Скомпонуйте материал чуть иначе. Сначал дети. По каким признакам Вы их сравниваете? Затем взрослые. Затем пейзаж. Он зачем даётся?

Сравнить можно и действия героев: например, возле Трилли все суетятся, пытаясь ему угодить, а Сережа беспрекословно слушается дедушку, понимает все с первого слова, а, бывает, и совсем без слов. Весь этот сравнительный анализ дает возможность понять, для чего автор описывает два мира людей, чем они отличаются и о чем можно судить по всем этим описаниям, ведь они не случайно приводятся и подмечаются автором. Что О.Михайлов говорит об отношении автора к «маленькому братству»? Усилить анализ поможет и Сравнение литературного текста с советским художественным фильмом «Белый пудель» 1956 года, созданным на Одесской киностудии (режиссёры: Марианна Рошаль и Владимир Шредель). Но, по нашему мнению, его лучше показать после того, как ученики прочитают рассказ, чтобы фильм не испортил впечатления от первого прочтения рассказа и не закрепил в сознании школьников образы, созданные уже не писателем, а режиссером и актерами картины. Также преждевременный просмотр фильма может вообще вызвать нежелание читать рассказ. Просмотр кинофильма перед чтением возможен только следующим образом – посмотреть несколько минут, что заинтригует школьников и вызовет интерес к последующему чтению.

Помимо кинематографа на таком урокеах можно использовать живопись и фото. Например, предложить детям принести на уроки изображения белого пуделя, это могут быть репродукции картин, фотографии или даже видеозаписи.

Как работать с этим материалом? Дети рассмотрят изображения, должны будут словесно описать (устно или письменно) собак. Возможно, что учитель или кто-то из учащихся подготовит не только фото, но и информацию о породе пудель (происхождение, особенности и т.д.). Зачем? Разве здесь порода важна? Можно использовать музыку, в данном случае следующие песни о собаках: «Человек – собаке друг, это знают все вокруг!» ( из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»), песня «Люси» в исполнении Родиона Газманова или «Преданней собаки нет» из фильма «Приключения Электроника» и многие другие. Диапазон произведений других видов искусства очень широк. Все вышеупомянутое вызывает у школьников интерес к прочтению и анализу рассказа, а также делает работу интересной и разнообразной.

После прочтения текста и просмотра одноименного фильма ученики сравнят, как Куприн с помощью словесных средств описал героев и события произведения, и режиссерское видение – совпадают ли эти две точки зрения или разнятся? Можно поинтересоваться, что понравилось в фильме, а что нет? Как бы вы сами изобразили того или иного героя, обстановку, описания природы и так далее.

Прием сравнения может быть использован и при сравнении произведений разных писателей, близких по тематике. Первоначально учитель может поинтересоваться, знают ли дети еще какие-либо рассказы других авторов о собаках. Если да, то преподаватель предлагает поделиться своими впечатлениями о прочитанном, рассказать, как другой писатель изображает животное, в какую ситуацию оно попадает и так далее. Если учитель планирует использовать для анализа данный прием сравнения (сравнить произведения разных писателей), то целесообразней предложить детям заранее, готовясь к уроку прочитать рассказы, может даже сделать какие-либо записи по ним, а уже на уроке поработать с этим домашним заданием. Если же предлагаемые произведения не очень велики по объему, то можно прочесть их прямо на уроке. Например: учитель просит прочитать рассказ Михаила Пришвина «Первая стройка», в котором речь идет о собаке Ромул. Затем детям предлагается сравнить это произведение с рассказом А.И. Куприна «Белый пудель»: как авторы описывают собак? (Куприн описывает Арто: «белый пудель Арто, остриженный наподобие льва», «весело болтая мохнатыми ушами» и так далее; у Пришвина Ромул: «легавый щенок», «у этого Ромки скорее всего растут лапы и уши. Такие длинные у него выросли уши, что когда вниз посмотрит, так и глаза закрывают, а лапами он часто что-нибудь задевает и сам кувыркается»); как герои обращаются к собакам? (в «Белом пуделе»: Арто, Артошенька, братец, в «Первой стройке»: Ромул, Рома, Ромка, Роман Василич); акцентировать внимание на том, что оба автора озвучивают мысли собак, о чем это говорит? (что относятся с добротой, заботой, как к родному существу).

Сопоставление произведения с другими произведениями писателя. Например, учитель предложит сравнить рассказы «Белый пудель» и «Барбос и Жулька», автором которого также является А.И. Куприн. Проводя аналогию между собаками, дети должны проанализировать их внешний вид, поведение, отношения с людьми, а также отношение автора к ним.

2.3. Применение приемов выявления и активизации сотворчества читателя при анализе рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».

При аналитической работе над текстом рассказа «Белый пудель» возможно и использование приемов выявления и активизации сотворчества читателя.

Первый прием – это оживление жизненных впечатлений. Здесь возможны разные варианты заданий. Например, учитель предлагает детям вспомнить и рассказать о своих домашних животных, возможно, кто-то из детей расскажет о пуделе. Это поможет яснее представить отношения людей с «братьями нашими меньшими», что обуславливает основная тема рассказа. Или другой подход – учитель предлагает детям вспомнить и рассказать об отдыхе в Крыму или жарких местах, ведь тогда детям будет легче представить утомительный зной, на фоне которого разворачиваются события рассказа. Возможен и такой вариант, кто-то из детей расскажет о плохом обращении с животными, которое он наблюдал со стороны, класс прокомментирует ситуацию, сравнит ее с рассказом. Такая работа может проводиться как перед анализом произведения, так и идти наряду с ним, либо завершать его. Главное, что ученики обнаружат нечто общее с рассказом, писательской мыслью, выразят свое личное отношение, мнение, а это делает работу над текстом интересной и продуктивной.

Следующий прием – выразительное чтение. Конечно, он в первую очередь целесообразен при изучении в основном лирического произведения. Да что Вы! Но мы считаем, что детям будет интересно зачитать, например, сцены, где демонстрируется речь Трилли и Сережи. Это поможет и лучше представить самих героев, и подчеркнуть разницу между ними. Скорее всего, детям интересно будет зачитать сцену спасения Арто, где происходит стремительная смена событий. Читая, дети смогут сопереживать главным героям рассказа, прочувствовать весь накал чувств, который испытывает Сережа (страх и в то же время храбрость, чувство долга).

Пересказ. Этот прием позволяет восстановить в памяти школьников текст произведения, учитывая при этом эмоциональное состояние героев, а также детали, которые важны для осмысления авторского замысла.

Скорее всего, первые три вида пересказа (подробный, краткий, пересказ-извлечение) могут быть использованы учителем наряду с самим анализом текста, то есть ученики одновременно пересказывают текст и сразу анализируют его. Особенно важен пересказ основных сцен рассказа (сцены на даче, спасение Арто).

Как работать с этим материалом? Дети рассмотрят изображения, должны будут словесно описать (устно или письменно) собак. Возможно, что учитель или кто-то из учащихся подготовит не только фото, но и информацию о породе пудель (происхождение, особенности и т.д.). Зачем? Разве здесь порода важна? Можно использовать музыку, в данном случае следующие песни о собаках: «Человек – собаке друг, это знают все вокруг!» ( из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»), песня «Люси» в исполнении Родиона Газманова или «Преданней собаки нет» из фильма «Приключения Электроника» и многие другие. Диапазон произведений других видов искусства очень широк. Все вышеупомянутое вызывает у школьников интерес к прочтению и анализу рассказа, а также делает работу интересной и разнообразной.

Оцените статью
( Пока оценок нет )