Методы Обучения Говорению Птиц

Говорящие птицы

Птицы — единственные существа, способные имитировать человеческую речь. Кроме попугаев, это делают скворцы, вороны и другие птицы. В книге рассказывается об образе жизни и поведении «говорящих» птиц, в первую очередь попугаев, их содержании в неволе, обучении. Особое внимание уделяется словарю наиболее выдающихся «говорунов». Рассматриваются строение и функции голосового аппарата, слухового анализатора птиц. Описывается новая методика обучения, основанная на формировании у попугаев ассоциаций между словом и предметом. Много полезного найдут для себя любители птиц, занимающиеся обучением волнистых попугайчиков.

«Говорящие» птицы — уникальная загадка природы. Несмотря на то, что уже длительное время это явление интересует любителей птиц, оно еще не разгадано. Несколько десятилетий назад возрос интерес к обучению «говорению» волнистых попугайчиков. Оказалось, что они не просто копируют человеческую речь, но могут связывать слово и обозначаемый им предмет, ситуацию и высказывание. Некоторые из них отвечают на вопросы человека, обмениваются с ним репликами. Какие виды птиц «говорят», где они живут, как они ведут себя на воле, как у них устроен слух и голосовой аппарат, как научить волнистого попугайчика сговорить, как выбрать подходящую птицу, как ее содержать, чем кормить обо всем этом рассказывает данная книга.

Для зоологов, биоакустиков, зоопсихологов и широкого круга читателей.

На 1-й стр. обложки: красный ара (фото Дж. Холтона).

Попугаи, сколько их, где они обитают 2

Не как у людей: и проще и сложнее 6

Содержание и обучение 13

Попугаи — имитаторы человеческой речи 17

Только ли попугаи? 36

Дети и «говорящие» птицы 41

Много загадочного и непонятного 43

«Говорящие» названия птиц 45

Валерий Дмитриевич Ильичев, Ольга Леонидовна Силаева
Говорящие птицы

Предисловие

Способность птиц говорить, имитируя человеческую речь, — уникальное явление в животном мире, которое всегда интересовало человека. Изучая жизнь африканских и южноамериканских племен, находящихся на низших ступенях цивилизации, ученые обнаружили у них прирученных попугаев, имитирующих голоса хозяев. На выдающееся научное значение феномена «говорящих» птиц обращал внимание Ф. Энгельс. В настоящее время это явление всесторонне изучают экологи совместно с биоакустиками и лингвистами, ему посвящен целый раздел новой, бурно развивающейся области науки — экологической биолингвистики.

Биолингвистика как направление на стыке экологии, биоакустики и лингвистики возникла совсем недавно — первый международный симпозиум состоялся в 1976 г. в городе Галле (ГДР) по инициативе старейшей в Европе международной научной организации — Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина». Однако сегодня биолингвистика уверенно набирает силу и в ее полезности и своевременности уже не приходится сомневаться. В развитии этого направления советские ученые занимают заметное место. Одним из первых, обративших внимание на акустические взаимоотношения между человеком и птицами в экологическом аспекте, был выдающийся советский орнитолог профессор Г. П. Дементьев (1898–1969). В настоящее время в Институте эволюционной морфологии и экологии животных им. А. И. Северцова АН СССР ведутся комплексные исследования «говорящих» птиц, и в этих исследованиях участвуют, кроме орнитологов, этологи, лингвисты и инженеры из Института языкознания АН СССР, Московского государственного университета, Московского государственного педагогического института и других учреждений нашей страны. С ними активно сотрудничают ученые ГДР, ЧССР, Великобритании и других стран. О некоторых результатах их совместной работы рассказано в этой книге.

Академик В. Е. Соколок

Итак, «говорением» птиц занимается экологическая биолингвистика (естественно, она занимается не только этим) — новое научное направление, выделившееся из биоакустики и тесно с ней взаимодействующее. Настолько тесно, что некоторые ученые до сих пор считают экологическую биолингвистику лишь одной из многочисленных ветвей биоакустики. В этом, конечно, есть свои резоны, так как среди учредителей и партнеров экологической биолиигвистики ведущее место принадлежит, безусловно, биоакустике. Кстати, как и инициатива интенсивного изучения «говорящих» птиц новыми экспериментальными методами. Поэтому биоакустике и биоакустическому компоненту в изучении «говорения» птиц мы уделяем приоритетное внимание. Для нас как авторов гораздо больший интерес представляло то, что объединяет биоакустику с экологической биолингвистикой, их родственные отношения, участие экологии и лингвистики в решении новых общих для них интересных задач, нежели формальные атрибуты, определяющие самостоятельность или несамостоятельность экологической биолиигвистики. Мы, собственно, и не обсуждаем этот вопрос на страницах книги, поскольку «говорение» птиц составляет лишь часть проблем, которыми занимается в настоящее время экологическая биолингвистика, и речь, собственно, идет не столько о ней, сколько о попугаях и других «говорящих» птицах.

В то же время именно на примере изучения «говорящих» птиц мы хотели бы проследить давний интерес к этой проблеме и древние ее ростки в недрах той науки, которая называется в настоящее время биоакустикой. Без преувеличения можно сказать, что интерес к «говорящим» птицам сопутствовал первым шагам возникновения биоакустики, был одним из ее истоков. Интерес к голосу птиц во многом возбуждался и поддерживался содержащимися в клетках попугаями, об их способности произносить человеческие слова было известно очень давно. Именно «говорящие» попугаи сыграли выдающуюся приоритетную роль в изучении птиц как класса. Кстати, один из первых трактатов по птицам, автором которого был Якобеус, был посвящен попугаям. В этом смысле мы должны быть им так же благодарны, как и так называемым ловчим птицам — соколам, ястребам и орлам, издавна использующимся для охоты на пернатую дичь.

Хотя феномен «говорения» птиц давно привлекает внимание ученых, его сущность далеко еще не раскрыта и в целом он по-прежнему остается одной из удивительных загадок природы. В последние годы, однако, в этом направлении сделаны определенные успехи, главным образом за счет использования новой экспериментальной техники и этологических методов исследования. Существенным подспорьем было и то обстоятельство, что биоакустика, наконец, давно включив этот феномен в сферу своих интересов и объектов, в последние годы взяла в партнеры экологов и лингвистов. Этот союз оказался настолько плодотворным, что в короткие сроки в изучении «говорящих» птиц было сделано больше, чем за весь предшествующий период. Но особенно важным было выяснение благодаря применению новых подходов и методов высокоразвитых способностей к «говорению» у видов, у которых они прежде и не подозревались или считались слаборазвитыми. Подлинным открытием явился волнистый попугайчик, вдруг «заговоривший» почти на уровне своих признанных собратьев — жако и амазонов. Но еще более удивительными и неожиданными оказались способности к «говорению» мелких воробьиных птиц, даже таких хорошо изученных, как канарейка.

Содержащиеся в клетках мухоловки, коньки, трясогузки вдруг также «заговорили», к великому удивлению орнитологов. Остается добавить, что в этом «прозрении» самую положительную роль сыграли любители певчих птиц. В то же время для изучения способностей к «говорению» крупных видов попугаев в последнее время стали применяться новые методы обучения, и в частности разработанный профессором Пепперберг прием конкурентного диалога. В результате были получены совершенно новые данные, свидетельствующие о таких возможностях птиц к «говорению», о которых мы раньше и не подозревали. Результаты этих экспериментов мы постарались возможно полнее отразить в соответствующих главах. Благодаря применению этологических методов удалось выявить новых «говорящих» попугаев.

Таким образом, в последние годы существенно пополнился видовой состав «говорящих» птиц, и способности к «говорению» уже перестали казаться такой монополией отряда попугаеобразных, как это представлялось раньше. Способностям к «говорению» представителей других отрядов птиц посвящена специальная глава книги.

Для зоологов, биоакустиков, зоопсихологов и широкого круга читателей.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ И ПИСЬМУ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ОБНОВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с обновленной программой содержания образования, говорению придается особое внимание в связи с тем, учащиеся испытывают трудности при общении на уроках английского языка и при общении с носителями языка. Перед учителями стоит задача, как научить детей говорить бегло.

В традиционном обучении больше внимания уделялось грамматике, переводам текста, развитие навыков говорения терялось на этом фоне. В данный момент при переходе на новую образовательную модель образования развитию функциональной грамотности придают особый статус, так как сейчас молодые люди уезжают за границу на учебу и работу.

Обучение говорению сейчас является наиболее актуальным и проблематичным. Прекрасно владея навыками грамматики, учащиеся не могут бегло говорить. В программе обновленного содержания большое внимание придается развитию навыков говорения.

Возможность свободно говорить по-английски имеет решающее значение для успеха обучения как в классе , так и за пределами класса. Учитель формирует коммуникативных навыков путем создания конкретных ситуацией общения, моделируя реальные ситуации, погружая учащихся в иноязычную среду посредством песен, видео ресурсов.

В процессе обучения говорению очень важно практиковать жизненные разговорные ситуации, используя ранее выученные речевые обороты.

Активный метод “Survey” для развития навыка говорения и письма является эффективным, гарантирующим полное вовлечение всех учащихся независимо от уровня подготовленности учащихся. Главное преимущество этого метода в том, что учащиеся задают и отвечают на вопросы без контроля со стороны учителя и записывают ответы своих сверстников. Таким образом, менее продвинутые учащиеся погружаются в естественную среду общения. В процессе проведения опроса учащиеся делают себе заметки при заполнении опросника. Закончив опрос, учащиеся подводят итоги опроса, а затем озвучивают.

Активный метод “Carousel” /“Gallery Walk” эффективен для развития навыков говорения и письма. Учащиеся обходят классную комнату, где развешены постеры с вопросами, учащиеся записывают свои варианты ответов и переходят к следующему постеру, и так по кругу возвращаются к своему постеру. Внимательно изучив ответы на вопросы, учащиеся озвучивают результаты и выражают свое согласие или несогласие с ответами своих товарищей.

Стратегия “Information gap” дает возможность учащимся собрать информацию по тому или иному вопросу и далее обсудить, дав каждому ученику высказать свою точку зрения.

Рекомендуем прочесть:  Поведение Кошек Перед Родами

Gather information about teenage problems and then talk about how to solve teenage problems.

Активный метод “Complete the story” развивает критическое мышление учащихся. Учитель рассказывает историю и дает возможность учащимся докончить историю, добавив несколько предложений для ее продолжения. Учащиеся могут сами додумывать сюжет, добавляя новые персонажи и события.

Read about Richard and his family. What do you think they will do next?

Активный метод “Interview” отличная возможность для учащихся практиковать свои коммуникативные способности как в классе, так и за пределами класса, а также развивает функциональную грамотность учащихся. Учащиеся берут интервью у своих сверстников, задают вопросы смоделированные учителем. Учитель выбирает рубрику для учащихся, чтобы помочь учащимся выбрать вопросы для интервью. Учащиеся могут сами придумать вопросы.

Take the role and interview one of your calssmates/ Ask him/her about how they spend their free time.

“Written Conversations” Учащимся раздают небольшой фрагмент текста, вопрос или утверждение. Учитель просит учащимся подумать над темой или концепцией предстоящего урока и просит написать несколько предложений , далее учащиеся обмениваются своими записями. Дать время изучить записи и дат комментарии по содержанию записей.

Развивая те или иные навыки, нельзя утверждать, что мы развиваем один только навык. Развитие одного навыка ведет к развитию другого навыка: аудирование-письмо, аудирование –говорение, чтение-говорение, чтение-письмо. Все активные методы способствую полному вовлечению учащихся в учебный процесс. Даже менее продвинутые учащихся могут быть активными участниками процесса обучения, если они мотивированы и заинтересованы.

Хайруллина Гульмира Джунусовна,

старший прeпoдaвaтeль кaфeдры

психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса,

ФAO «НЦПК «Өрлeу» ИПК ПР пo Кaрaгaндинcкoй oблacти

В соответствии с обновленной программой содержания образования, говорению придается особое внимание в связи с тем, учащиеся испытывают трудности при общении на уроках английского языка и при общении с носителями языка. Перед учителями стоит задача, как научить детей говорить бегло.

Методы Обучения Говорению Птиц

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 252 366
  • КНИГИ 574 938
  • СЕРИИ 21 267
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 525 868

Птицы — единственные существа, способные имитировать человеческую речь. Кроме попугаев, это делают скворцы, вороны и другие птицы. В книге рассказывается об образе жизни и поведении «говорящих» птиц, в первую очередь попугаев, их содержании в неволе, обучении. Особое внимание уделяется словарю наиболее выдающихся «говорунов». Рассматриваются строение и функции голосового аппарата, слухового анализатора птиц. Описывается новая методика обучения, основанная на формировании у попугаев ассоциаций между словом и предметом. Много полезного найдут для себя любители птиц, занимающиеся обучением волнистых попугайчиков.

«Говорящие» птицы — уникальная загадка природы. Несмотря на то, что уже длительное время это явление интересует любителей птиц, оно еще не разгадано. Несколько десятилетий назад возрос интерес к обучению «говорению» волнистых попугайчиков. Оказалось, что они не просто копируют человеческую речь, но могут связывать слово и обозначаемый им предмет, ситуацию и высказывание. Некоторые из них отвечают на вопросы человека, обмениваются с ним репликами. Какие виды птиц «говорят», где они живут, как они ведут себя на воле, как у них устроен слух и голосовой аппарат, как научить волнистого попугайчика сговорить, как выбрать подходящую птицу, как ее содержать, чем кормить обо всем этом рассказывает данная книга.

Для зоологов, биоакустиков, зоопсихологов и широкого круга читателей.

На 1-й стр. обложки: красный ара (фото Дж. Холтона).

Попугаи, сколько их, где они обитают

Не как у людей: и проще и сложнее

Новая техника — новые возможности

Черным по белому

Первый конгресс и что из этого вышло

О голосообразующих органах и органах слуха

Гортань нижняя, а не верхняя

Перо — музыкальный инструмент

Есть ли у птиц наружные уши?

Рычаг особого рода

И улитка другая

Нет слуховой коры

Характеристики слуха и параметры голоса

И проще и сложнее

Содержание и обучение

Попугаи — имитаторы человеческой речи

Только ли попугаи?

Дети и «говорящие» птицы

Много загадочного и непонятного

«Говорящие» названия птиц

Валерий Дмитриевич Ильичев, Ольга Леонидовна Силаева

Способность птиц говорить, имитируя человеческую речь, — уникальное явление в животном мире, которое всегда интересовало человека. Изучая жизнь африканских и южноамериканских племен, находящихся на низших ступенях цивилизации, ученые обнаружили у них прирученных попугаев, имитирующих голоса хозяев. На выдающееся научное значение феномена «говорящих» птиц обращал внимание Ф. Энгельс. В настоящее время это явление всесторонне изучают экологи совместно с биоакустиками и лингвистами, ему посвящен целый раздел новой, бурно развивающейся области науки — экологической биолингвистики.

Биолингвистика как направление на стыке экологии, биоакустики и лингвистики возникла совсем недавно — первый международный симпозиум состоялся в 1976 г. в городе Галле (ГДР) по инициативе старейшей в Европе международной научной организации — Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина». Однако сегодня биолингвистика уверенно набирает силу и в ее полезности и своевременности уже не приходится сомневаться. В развитии этого направления советские ученые занимают заметное место. Одним из первых, обративших внимание на акустические взаимоотношения между человеком и птицами в экологическом аспекте, был выдающийся советский орнитолог профессор Г. П. Дементьев (1898–1969). В настоящее время в Институте эволюционной морфологии и экологии животных им. А. И. Северцова АН СССР ведутся комплексные исследования «говорящих» птиц, и в этих исследованиях участвуют, кроме орнитологов, этологи, лингвисты и инженеры из Института языкознания АН СССР, Московского государственного университета, Московского государственного педагогического института и других учреждений нашей страны. С ними активно сотрудничают ученые ГДР, ЧССР, Великобритании и других стран. О некоторых результатах их совместной работы рассказано в этой книге.

Академик В. Е. Соколок

Итак, «говорением» птиц занимается экологическая биолингвистика (естественно, она занимается не только этим) — новое научное направление, выделившееся из биоакустики и тесно с ней взаимодействующее. Настолько тесно, что некоторые ученые до сих пор считают экологическую биолингвистику лишь одной из многочисленных ветвей биоакустики. В этом, конечно, есть свои резоны, так как среди учредителей и партнеров экологической биолиигвистики ведущее место принадлежит, безусловно, биоакустике. Кстати, как и инициатива интенсивного изучения «говорящих» птиц новыми экспериментальными методами. Поэтому биоакустике и биоакустическому компоненту в изучении «говорения» птиц мы уделяем приоритетное внимание. Для нас как авторов гораздо больший интерес представляло то, что объединяет биоакустику с экологической биолингвистикой, их родственные отношения, участие экологии и лингвистики в решении новых общих для них интересных задач, нежели формальные атрибуты, определяющие самостоятельность или несамостоятельность экологической биолиигвистики. Мы, собственно, и не обсуждаем этот вопрос на страницах книги, поскольку «говорение» птиц составляет лишь часть проблем, которыми занимается в настоящее время экологическая биолингвистика, и речь, собственно, идет не столько о ней, сколько о попугаях и других «говорящих» птицах.

В то же время именно на примере изучения «говорящих» птиц мы хотели бы проследить давний интерес к этой проблеме и древние ее ростки в недрах той науки, которая называется в настоящее время биоакустикой. Без преувеличения можно сказать, что интерес к «говорящим» птицам сопутствовал первым шагам возникновения биоакустики, был одним из ее истоков. Интерес к голосу птиц во многом возбуждался и поддерживался содержащимися в клетках попугаями, об их способности произносить человеческие слова было известно очень давно. Именно «говорящие» попугаи сыграли выдающуюся приоритетную роль в изучении птиц как класса. Кстати, один из первых трактатов по птицам, автором которого был Якобеус, был посвящен попугаям. В этом смысле мы должны быть им так же благодарны, как и так называемым ловчим птицам — соколам, ястребам и орлам, издавна использующимся для охоты на пернатую дичь.

Авторы — биоакустик и лингвист по профессии — подготовили книгу, в которой доступным для широкого читателя языком, в популярной форме рассказывают о работах, ведущихся в области изучения слуха и голоса так называемых говорящих птиц, в первую очередь попугаев.

Хотя феномен «говорения» птиц давно привлекает внимание ученых, его сущность далеко еще не раскрыта и в целом он по-прежнему остается одной из удивительных загадок природы. В последние годы, однако, в этом направлении сделаны определенные успехи, главным образом за счет использования новой экспериментальной техники и этологических методов исследования. Существенным подспорьем было и то обстоятельство, что биоакустика, наконец, давно включив этот феномен в сферу своих интересов и объектов, в последние годы взяла в партнеры экологов и лингвистов. Этот союз оказался настолько плодотворным, что в короткие сроки в изучении «говорящих» птиц было сделано больше, чем за весь предшествующий период. Но особенно важным было выяснение благодаря применению новых подходов и методов высокоразвитых способностей к «говорению» у видов, у которых они прежде и не подозревались или считались слаборазвитыми. Подлинным открытием явился волнистый попугайчик, вдруг «заговоривший» почти на уровне своих признанных собратьев — жако и амазонов. Но еще более удивительными и неожиданными оказались способности к «говорению» мелких воробьиных птиц, даже таких хорошо изученных, как канарейка.

Новая техника — новые возможности

Валерий Ильичев — Говорящие птицы

Валерий Ильичев — Говорящие птицы краткое содержание

Птицы — единственные существа, способные имитировать человеческую речь. Кроме попугаев, это делают скворцы, вороны и другие птицы. В книге рассказывается об образе жизни и поведении «говорящих» птиц, в первую очередь попугаев, их содержании в неволе, обучении. Особое внимание уделяется словарю наиболее выдающихся «говорунов». Рассматриваются строение и функции голосового аппарата, слухового анализатора птиц. Описывается новая методика обучения, основанная на формировании у попугаев ассоциаций между словом и предметом. Много полезного найдут для себя любители птиц, занимающиеся обучением волнистых попугайчиков.

«Говорящие» птицы — уникальная загадка природы. Несмотря на то, что уже длительное время это явление интересует любителей птиц, оно еще не разгадано. Несколько десятилетий назад возрос интерес к обучению «говорению» волнистых попугайчиков. Оказалось, что они не просто копируют человеческую речь, но могут связывать слово и обозначаемый им предмет, ситуацию и высказывание. Некоторые из них отвечают на вопросы человека, обмениваются с ним репликами. Какие виды птиц «говорят», где они живут, как они ведут себя на воле, как у них устроен слух и голосовой аппарат, как научить волнистого попугайчика сговорить, как выбрать подходящую птицу, как ее содержать, чем кормить обо всем этом рассказывает данная книга.

Рекомендуем прочесть:  После коккцидозных препаратов сколько дней нельзя есть куриные яйца

Для зоологов, биоакустиков, зоопсихологов и широкого круга читателей.

На 1-й стр. обложки: красный ара (фото Дж. Холтона).

Говорящие птицы — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Птицы — единственные существа, способные имитировать человеческую речь. Кроме попугаев, это делают скворцы, вороны и другие птицы. В книге рассказывается об образе жизни и поведении «говорящих» птиц, в первую очередь попугаев, их содержании в неволе, обучении. Особое внимание уделяется словарю наиболее выдающихся «говорунов». Рассматриваются строение и функции голосового аппарата, слухового анализатора птиц. Описывается новая методика обучения, основанная на формировании у попугаев ассоциаций между словом и предметом. Много полезного найдут для себя любители птиц, занимающиеся обучением волнистых попугайчиков.

«Говорящие» птицы — уникальная загадка природы. Несмотря на то, что уже длительное время это явление интересует любителей птиц, оно еще не разгадано. Несколько десятилетий назад возрос интерес к обучению «говорению» волнистых попугайчиков. Оказалось, что они не просто копируют человеческую речь, но могут связывать слово и обозначаемый им предмет, ситуацию и высказывание. Некоторые из них отвечают на вопросы человека, обмениваются с ним репликами. Какие виды птиц «говорят», где они живут, как они ведут себя на воле, как у них устроен слух и голосовой аппарат, как научить волнистого попугайчика сговорить, как выбрать подходящую птицу, как ее содержать, чем кормить обо всем этом рассказывает данная книга.

Для зоологов, биоакустиков, зоопсихологов и широкого круга читателей.

На 1-й стр. обложки: красный ара (фото Дж. Холтона).

зоология, зоология, научно-популярная литература ru ru Izekbis ABBYY FineReader 11, FictionBook Editor Release 2.6.7, Book Designer 5.0 03.11.2020 Скан Larisa_F ABBYY FineReader 11 BD-801E0C-D444-DE40-F79D-87FF-3FBC-4E477D 1

OCR, fb2 V 1.0 — Izekbis,

Говорящие птицы Наука Моква 1990 5-02-005326-0 Ответственный редактор академик В. Е. Соколов Рецензенты: кандидат биологических наук В. М. Константинов, доктор биологических наук Л. П. Познанин Авторы цветных иллюстраций: В. В. Симонов, В. С. Шишкин Редактор издательства Э. А. Вишнякова Художник Б. К. Шаповалов Художественный редактор И. Д. Богачев Технический редактор Н. И. Плохова Корректоры В. А. Бобров, Л. И. Воронина

Валерий Дмитриевич Ильичев, Ольга Леонидовна Силаева

Способность птиц говорить, имитируя человеческую речь, — уникальное явление в животном мире, которое всегда интересовало человека. Изучая жизнь африканских и южноамериканских племен, находящихся на низших ступенях цивилизации, ученые обнаружили у них прирученных попугаев, имитирующих голоса хозяев. На выдающееся научное значение феномена «говорящих» птиц обращал внимание Ф. Энгельс. В настоящее время это явление всесторонне изучают экологи совместно с биоакустиками и лингвистами, ему посвящен целый раздел новой, бурно развивающейся области науки — экологической биолингвистики.

Биолингвистика как направление на стыке экологии, биоакустики и лингвистики возникла совсем недавно — первый международный симпозиум состоялся в 1976 г. в городе Галле (ГДР) по инициативе старейшей в Европе международной научной организации — Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина». Однако сегодня биолингвистика уверенно набирает силу и в ее полезности и своевременности уже не приходится сомневаться. В развитии этого направления советские ученые занимают заметное место. Одним из первых, обративших внимание на акустические взаимоотношения между человеком и птицами в экологическом аспекте, был выдающийся советский орнитолог профессор Г. П. Дементьев (1898–1969). В настоящее время в Институте эволюционной морфологии и экологии животных им. А. И. Северцова АН СССР ведутся комплексные исследования «говорящих» птиц, и в этих исследованиях участвуют, кроме орнитологов, этологи, лингвисты и инженеры из Института языкознания АН СССР, Московского государственного университета, Московского государственного педагогического института и других учреждений нашей страны. С ними активно сотрудничают ученые ГДР, ЧССР, Великобритании и других стран. О некоторых результатах их совместной работы рассказано в этой книге.

Академик В. Е. Соколок

Итак, «говорением» птиц занимается экологическая биолингвистика (естественно, она занимается не только этим) — новое научное направление, выделившееся из биоакустики и тесно с ней взаимодействующее. Настолько тесно, что некоторые ученые до сих пор считают экологическую биолингвистику лишь одной из многочисленных ветвей биоакустики. В этом, конечно, есть свои резоны, так как среди учредителей и партнеров экологической биолиигвистики ведущее место принадлежит, безусловно, биоакустике. Кстати, как и инициатива интенсивного изучения «говорящих» птиц новыми экспериментальными методами. Поэтому биоакустике и биоакустическому компоненту в изучении «говорения» птиц мы уделяем приоритетное внимание. Для нас как авторов гораздо больший интерес представляло то, что объединяет биоакустику с экологической биолингвистикой, их родственные отношения, участие экологии и лингвистики в решении новых общих для них интересных задач, нежели формальные атрибуты, определяющие самостоятельность или несамостоятельность экологической биолиигвистики. Мы, собственно, и не обсуждаем этот вопрос на страницах книги, поскольку «говорение» птиц составляет лишь часть проблем, которыми занимается в настоящее время экологическая биолингвистика, и речь, собственно, идет не столько о ней, сколько о попугаях и других «говорящих» птицах.

В то же время именно на примере изучения «говорящих» птиц мы хотели бы проследить давний интерес к этой проблеме и древние ее ростки в недрах той науки, которая называется в настоящее время биоакустикой. Без преувеличения можно сказать, что интерес к «говорящим» птицам сопутствовал первым шагам возникновения биоакустики, был одним из ее истоков. Интерес к голосу птиц во многом возбуждался и поддерживался содержащимися в клетках попугаями, об их способности произносить человеческие слова было известно очень давно. Именно «говорящие» попугаи сыграли выдающуюся приоритетную роль в изучении птиц как класса. Кстати, один из первых трактатов по птицам, автором которого был Якобеус, был посвящен попугаям. В этом смысле мы должны быть им так же благодарны, как и так называемым ловчим птицам — соколам, ястребам и орлам, издавна использующимся для охоты на пернатую дичь.

Птицы — единственные существа, способные имитировать человеческую речь. Кроме попугаев, это делают скворцы, вороны и другие птицы. В книге рассказывается об образе жизни и поведении «говорящих» птиц, в первую очередь попугаев, их содержании в неволе, обучении. Особое внимание уделяется словарю наиболее выдающихся «говорунов». Рассматриваются строение и функции голосового аппарата, слухового анализатора птиц. Описывается новая методика обучения, основанная на формировании у попугаев ассоциаций между словом и предметом. Много полезного найдут для себя любители птиц, занимающиеся обучением волнистых попугайчиков.

Методы Обучения Говорению Птиц

Птицы — единственные существа, способные имитировать человеческую речь. Кроме попугаев, это делают скворцы, вороны и другие птицы. В книге рассказывается об образе жизни и поведении «говорящих» птиц, в первую очередь попугаев, их содержании в неволе, обучении. Особое внимание уделяется словарю наиболее выдающихся «говорунов». Рассматриваются строение и функции голосового аппарата, слухового анализатора птиц. Описывается новая методика обучения, основанная на формировании у попугаев ассоциаций между словом и предметом. Много полезного найдут для себя любители птиц, занимающиеся обучением волнистых попугайчиков.

«Говорящие» птицы — уникальная загадка природы. Несмотря на то, что уже длительное время это явление интересует любителей птиц, оно еще не разгадано. Несколько десятилетий назад возрос интерес к обучению «говорению» волнистых попугайчиков. Оказалось, что они не просто копируют человеческую речь, но могут связывать слово и обозначаемый им предмет, ситуацию и высказывание. Некоторые из них отвечают на вопросы человека, обмениваются с ним репликами. Какие виды птиц «говорят», где они живут, как они ведут себя на воле, как у них устроен слух и голосовой аппарат, как научить волнистого попугайчика сговорить, как выбрать подходящую птицу, как ее содержать, чем кормить обо всем этом рассказывает данная книга.

Для зоологов, биоакустиков, зоопсихологов и широкого круга читателей.

На 1-й стр. обложки: красный ара (фото Дж. Холтона).

Книга: Говорящие птицы

Дети и «говорящие» птицы

Дети и «говорящие» птицы

Мы уже говорили о том, насколько важен контакт с «говорящей» птицей для одиноких и пожилых людей. Но он не менее важен для формирующегося человека.

Контакт человека с окружающей средой формируется в годы раннего детства, идея природы и окружающей среды воплощается в ее реальных носителях, с которыми ребенок охотно контактирует. Стереотип поведения и отношения к окружающей среде, к ее носителям формируется в первые годы жизни ребенка. Птица является наиболее доступным объектом экологического воспитания, у нее быстро формируется психологический контакт с человеком, в частности с ребенком. Птицы — существа активные, привлекательные, подвижные, их поведение соответствует живому любознательному характеру ребенка.

Задачи экологического воспитания дошкольников и младших школьников приобретают в настоящее время очень большое значение в связи с возрастающей необходимостью воспитания не только экологически грамотного, но и гуманного по отношению к живому молодого поколения. В становлении человека как личности животное играет значительную роль. Большое положительное влияние оказывает животное, живущее рядом с ребенком, на развитие его эмоциональной сферы. Дети, выросшие в семьях, где держали животных, более эмоциональны, милосердны к другим людям и к животным. Четвероногие и пернатые питомцы помогают сформировать у ребенка и такие качества, как терпимость, самосознание и самоконтроль.

Среди птиц наиболее удобным объектом экологического воспитания является ручная «говорящая» птица, с которой возможен двусторонний акустический контакт.

Постоянная забота о птице воспитывает ответственность, необходимость регулярно заниматься с птицей, чтобы научить ее произносить слова, воспитывает терпение и целеустремленность.

Дошкольник или младший школьник, занимающийся с ручной птицей, скорее добьется успеха, чем подросток или взрослый, по разным причинам: 1) он менее загружен дома, в школе или на работе; 2) «говорящая» птица для него — это большой элемент новизны, это (3) возможность проявить себя. Маленький ребенок и птица наиболее психологически совместимы, их коммуникативные системы близки, на определенном этапе может происходить параллельное развитие психики ребенка и психики птицы. В период развития речи ребенку будет полезен и такой своеобразный коммуникативный партнер. Детский голос лучше воспринимается наиболее доступной для обучения ребенком птицей — волнистым попугайчиком.

Рекомендуем прочесть:  Кошка Чихает Глаза Гноятся

Мы уже описали широкие возможности имитации волнистыми попугайчиками человеческой речи (Ильичев, Силаева, 1985; Силаева, 1987).

Принципы и методы обучения детей и попугаев в значительной степени схожи. Ситуативно-наглядное обучение наиболее эффективно для тех и других. Развивающемуся интеллекту ребенка, так же как и высокоорганизованному животному, необходимы занятия, у тех и других велика потребность в общении, обучении. Обучение во многом строится на звукоподражании. Известно, что обучение детей бывает особенно успешным в группах из 2–3 человек, возникает определенный вид соревнования, ребенок общается при этом не только с учителем, но и со сверстниками. То же самое мы наблюдаем и в описанном выше методе обучения попугая Алекса (метод «треугольника»), Ни для кого не секрет, что потребность к обучению генетически заложена у детей и высокоорганизованных животных. Важно только, воспользовавшись правильными методиками, развить ее.

Восприятие окружающей среды у человека и птиц связано с одними каналами: зрительным и акустическим. До сих пор при обучении попугаев в основном опирались на акустический канал, И. Пепперберг в своих опытах по обучению жако Алекса использовала ситуативно-наглядный метод обучения, т. е. затронула и визуальный канал.

Нельзя отрицать и возможности использования обонятельного (при кормлении) и осязательного (при манипуляциях с предметами) каналов в обучении попугаев «говорению».

Идеальным было бы сочетательное использование всех чувственных каналов восприятия птицей окружающей среды. При занятиях ребенка с попугайчиком следует соблюдать все указанные выше правила по обучению и содержанию птицы, но нужно также учитывать и психические особенности ребенка. Нужно объяснить ребенку необходимые условия содержания его попугайчика и сказать, что попугайчик «заговорит» только тогда, когда будет себя хорошо чувствовать у нас дома.

К удовольствию ребенка ручной попугайчик будет выпрашивать корм у него изо рта, есть вместе с семьей из тарелок. Но нужно предупредить маленького хозяина, что попугайчику нельзя давать конфет, нельзя ничего соленого, кислого, острого, нельзя есть черный хлеб, лучше вообще не давать сахара и соли. Кроме того, взрослые должны предупредить ребенка об опасностях, которые подстерегают его любимца в квартире: открытые форточки, емкости с водой, кухонная плита. Естественно, что для большего успеха обучения птица не должна иметь визуального и тем более акустического контакта с другими птицами. В этом случае ручная птица будет воспринимать человека, в данном случае ребенка, как своего единственного партнера по общению. Возникновение такого контакта, психологической общности, появление обоюдного эмоционального удовлетворения от общения ребенка и птицы совершенно необходимо.

Первым этапом обучения является приручение. Клетку с птицей нужно поставить на уровне глаз ребенка, контакт глаз очень важен при общении ребенка и птицы. Ребенку нужно объяснить, что от того, насколько он будет внимателен, терпелив и настойчив, зависит, «заговорит» ли его птица. Он должен исключить всякое насилие над своим подопечным, иначе может потерять доверие птицы. Не брать ее в руки против ее воли, не гладить, не ловить, не гонять по комнате, говорить с ней всегда ровно, ласково, спокойно, но громко и четко. Чтобы не утомляться обоим, занятия лучше проводить 2–3 раза в день, но если есть обоюдное желание, то можно заниматься и больше, от этого птица только скорее «заговорит». Птица должна быть достаточно ручной, чтобы садиться на руку, голову, плечо ребенка. Ребенок должен научиться понимать настроение попугайчика, тогда обучение пойдет успешнее. Если птица с напряженным вниманием вслушивается в слова ребенка, неподвижно повиснув на прутьях клетки, или заглядывает в рот, иногда даже положив клюв на губу говорящего, то занятие сулит успех. Заниматься с птицей, играющей с колокольчиком, чистящей оперение и не обращающей внимания на говорящего, почти бессмысленно.

Нужно объяснить ребенку, что произносить слова для заучивания птицей нужно ровным, спокойным голосом с одной и той же интонацией. В один прием достаточно будет 4–5 повторений, так как при их большем количестве снижается внимание как ребенка, так и птицы. Взрослый должен помочь ребенку выбрать кличку для питомца. При правильных и регулярных занятиях через 2–3 нед попугайчик может произнести свое первое слово. Успех окрылит ребенка и поддержит его возможно начавший угасать интерес к обучению птицы. Но если этого не произойдет, следует объяснить ребенку, что нужно еще немного позаниматься с птицей.

Роль взрослых должна заключаться в незаметной помощи ребенку по уходу за птицей и в советах, как лучше с ней заниматься. Но ребенок твердо должен бить уверен, что вся ответственность за судьбу попугайчика лежит на нем. Взрослые должны незаметно проверять наличие всего необходимого в клетке у птицы, постепенно приучать ребенка взять на себя и хлопоты по кормлению птицы, чистке клетки и т. д. В ходе взросления ребенка нужно постепенно приучать его выполнять более сложные операции по уходу за птицей. Ребенок 11–12 лет может полностью взять на себя заботу о своем питомце.

Важно, чтобы взрослые как можно меньше разговаривали с птицей, все звуковое общение с ней должно исходить от ребенка, тогда не будет интонационной путаницы и попугайчик скорее перейдет от непонятной болтовни к членораздельному четкому произнесению слов и выражений. После усвоения попугайчиком первого слова можно начать разучивать с ним небольшое выражение. В дальнейшем очень важен, и для птицы и в особенности для ребенка, подбор лексического материала. Нужно постараться одновременно развивать речь и самого учителя птицы — ребенка. Не нужно, как это часто бывает, ограничиваться лишь такими выражениями, как: «Гоша — хороший! Гоша — красивая птичка! Здравствуй, привет. Берегите попугая, Гоша — птица дорогая» или «Все птички на веточке, а Гоша в клеточке» и т. д. Можно ведь научить попугайчика рассказать о себе, где он живет (адрес), когда родился, как зовут его хозяев. Для разучивания подойдут те же стихи, которые знакомы детям, например Пушкина, Лермонтова, Маршака, Барто и т. д.

Можно выучить пословицы, поговорки, считалочки, в общем все то, что интересно детям. Нужно только быть последовательным и регулярно повторять с попугайчиком то, что было выучено ранее.

«Говорящего» волнистого попугайчика можно воспитать в детском саду. Дети с удовольствием будут с ним заниматься, но, конечно, от воспитателей и нянечек потребуется помощь по содержанию и уходу за птицей. Можно завести несколько птиц, но для успешного их обучения «говорению» следует держать их вне визуального и акустического контакта друг с другом. В обычный режим для детей нужно будет включить время (желательно утром и вечером) для занятий с попугайчиком. Пусть каждый из детей повторит попугайчику 2–3 раза одно и то же слово, стараясь говорить четко и ясно.

Нельзя ожидать от попугайчика очень хорошего «говорения», так как дикция у детей разная, не все еще правильно выговаривают слова, кроме того, разная интонация, частота и темп речи, но несколько слов попугайчик выучит несомненно. Кроме того, польза будет большая для самих детей, они смогут улучшить свою дикцию, произношение.

Профессор В. Д. Ильичев выдвинул идею о занятиях с «говорящими» попугайчиками детей с недостатками речи. Занимаясь с птицей, ребенок корректирует свое произношение. Ему гораздо интереснее произносить слога, тренируя попугайчика, чем самого себя.

В детских садах можно устраивать соревнования между «говорящими» попугайчиками, живущими в разных группах: чья птичка скорее научится произносить слова? Чья будет «говорить» разборчивее, четче, выучит больше слов? А может быть один из попугайчиков усвоит диалог?

Нами замечено, что к диалогам более способны зеленые попугайчики, а голубые лучше усваивают монологи: длинные предложения, стихи. Особое значение приобретают занятия с волнистыми попугайчиками для слепых детей. Это поможет развить речевые и интеллектуальные способности ребенка. С другой стороны, занятия слепого ребенка могут быть особенно эффективны для попугайчика. У слепых детей обостренный слух, при общении с птицей велика вероятность становления более тесного общения, единения, большая настроенность на акустический контакт с птицей, отсутствие визуальных раздражителей.

Занятия с попугайчиком будут способствовать обоюдному развитию психических возможностей ребенка и птицы. В данном случае, естественно, очень важна помощь взрослых по уходу за попугайчиком. Необходимо также создать экологические условия для занятий слепого ребенка с попугайчиком. Ребенок очень быстро научится улавливать настроение попугайчика, его склонность к занятиям в определенное время. Он будет чувствовать, чем в данный момент птица занята: клюет корм, перелетает с жердочки на жердочку, дремлет и т. д. Для занятий слепого ребенка с птицей очень важен тактильный контакт. Во время подготовительного этапа приручения это необходимо учитывать. Видимо, наибольший эффект? обучении будет достигнут, если птица будет сидеть на руке или плече ребенка во время занятий. Тактильный контакт должен заменить контакт визуальный, или контакт глаз при обычных занятиях «говорением» с попугайчиком.

Занятия слепого ребенка с попугайчиком расширят и укрепят его связи с окружающим миром. Общение с птицей, кроме всего прочего, хорошая тренировка самых разных форм социальной контактности для слепого малыша, это одна из его возможностей сформировать свой индивидуальный образ, вписаться в эколого-социальную обстановку, преодолеть психологический барьер отчуждения.

Задачи экологического воспитания дошкольников и младших школьников приобретают в настоящее время очень большое значение в связи с возрастающей необходимостью воспитания не только экологически грамотного, но и гуманного по отношению к живому молодого поколения. В становлении человека как личности животное играет значительную роль. Большое положительное влияние оказывает животное, живущее рядом с ребенком, на развитие его эмоциональной сферы. Дети, выросшие в семьях, где держали животных, более эмоциональны, милосердны к другим людям и к животным. Четвероногие и пернатые питомцы помогают сформировать у ребенка и такие качества, как терпимость, самосознание и самоконтроль.

Оцените статью
( Пока оценок нет )